главные новости по параметру:

Статистика сюжета
Всего новостей в сюжете: 6
Первое сообщение в сюжете: 30 Июль 2009, 16:37:00 от vesti.ru
Последнее сообщение в сюжете: 31 Июль 2009, 08:00:00 от vovremya.info
Самое полное сообщение: vovremya.info - размер 5453 символов

Школьный эксперимент начнётся с четвероклассников

Четверг, 30 Июл. 2009, 16:37:00 / источник: vesti.ru

В будущем году в четвертых классах российских школ стартует эксперимент по преподаванию основ религиозной культуры и основ светской этики. В настоящее время идет подготовка и отбор учебных материалов, по которым будут заниматься школьники.

читать дальше


Самое полное сообщение сюжета

Президент, выплюнь кактус

Пятница, 31 Июл. 2009, 08:00:00 / источник: vovremya.info

Пока предполагается, что школьники или их родители смогут самостоятельно выбрать, какой из трех предметов изучать: историю и основы культуры одной из "традиционных" религий России: православия, ислама, буддизма или иудаизма; либо историю и основы культуры основных мировых религий, либо основы светской этики. Показательным было и то, как это происходило. Президент был явно напряжен  -  ему пришлось натянуть на себя  кафтан традиционалистского барина, который был ему явно не в пору, и с деланной уверенностью в голосе объявлять о реинкарнации религиозного образования в российских школах.
Кафтан сидел криво, барин чуть ли не запинался, но продолжал пережевывать угодливо предложенный кем-то кактус православия, ислама, буддизма, обязательного в таких случаях иудаизма – куда ж нам убогим без него в школах Нечерноземья - и невесть как попавшей в такую компанию светской этики.
По прошествии сюжета оставался только один вопрос, так кто все-таки на Руси XXI века подлинный царь: президент, премьер или, может, патриарх? Но это лирика. А физика образовательного процесса в данном случае гораздо важнее.
Еще раз: в зависимости от собственных предпочтений, родители и дети должны выбрать, будет ли ребенок изучать одну из четырех "традиционных для России религий" или историю мировых религий, или светскую этику. Самый скользкий вопрос для лоббистов этого мракобесия – к чему все это приведет? Как нам кажется - к конфессионализации подрастающего поколения, а в итоге к сепарации населения по религиозным признакам. Вера здесь будет ни при чем – это будет деление на "религиозные стада" среди детей и молодежи – "православный класс", "исламская школа" и т.д., а также закрепление статуса части территорий за определенными религиями: православный регион, исламский, буддистский регион. Собственно, конфессионализация и предполагает обязательное закрепление гражданина за одной из конфессий, либо специально подчеркивает его внерегилиозный статус (не зря же основы этики названы "светскими"), и обучение его основам религии по унифицированным образцам. Говоря прямо, так нарушается право ребенка и подростка на свободу убеждений. В цивилизованных обществах значительная часть родителей, не говоря уже о государственных структурах типа школы, оставляют ребенку выбор – к какой конфессии впоследствии присоединиться или не присоединяться ни к какой. У российских детей это право будет отнято.
Немаловажна и этическая сторона вопроса, ведь получается, что из сферы интимного личного опыта, часть духовной жизни перемещается в казенное заведение – школу. Замороченные собственным неустроенным бытом и низкой зарплатой училки теперь расскажут о подвижничестве православных святых и светлом образе далай-ламы. Они и сейчас об этом "много" знают. Это уже к вопросу о качестве преподавания.
Совершенно явным образом нарушаются права религиозных меньшинств, традиционных для России, но не попавших в список четырех основных религий. Что прикажете делать детям протестантов, католиков, шаманистов, последователей традиционных этнических религий Поволжья и Южной Сибири? А как быть со старообрядцами, чья религиозная доктрина также отличается от того православия, которое исповедуется РПЦ Московского патриархата?
Они не могут выбрать изучение собственной религии как предмета, в отличие от православных или мусульман. Так власть не только нарушает права, но и транслирует населению определенную иерархию религий, да еще и закрепляя ее среди детей. Это уже никакое не демократическое общество, а полноценная политика религиозного апартеида – разделения на "полноценных" и "неполноценных" детей по признакам религиозных убеждений их родителей.
Политика конфессионализации отнюдь не нова. Даже удивительно, насколько точно она воспроизводит попытки российской имперской власти унифицировать религиозные практики и представления населения. Первая масштабная конфессионализация была проведена Петром I в начале XVIII века, когда встроенная в тогдашнюю вертикаль власти православная церковь на протяжении нескольких десятилетий пыталась унифицировать обрядность и представления паствы о православии. Но своих целей реформа так и не достигла – не было массового школьного образования и грамотности. Поэтому к моменту первых массовых этнографических описаний русского крестьянства во второй половине XIX века – основной массы населения страны, его религиозные представления так и оставались достаточно архаичными, разнились от местности к местности и скорее описывались в терминах православно-языческого синкретизма или двоеверия.
Вторая попытка унифицировать религиозные воззрения народов Российской империи произошла в конце XIX века и шла в связке с русификационными устремлениями администрации по отношению к нерусским народам. То была обширная программа конфессионализации, также связанная со школьным образованием, но результаты ее оказались прямо противоположными тем, что ожидали власти. Так воспитали целое поколение, ненавидящее казенное православие, попов и прочую духовную атрибутику. С каким адским упоением потом эти выросшие дети громили власть и церкви в начале XX века. Нашим властям предержащим стоит об этом задуматься. Россия достаточно большая, многонациональная и многоконфессиональная страна, чтобы эта "реформа" не прошла гладко. Единственный способ не усугублять ситуацию – отменить все эти планы по насаждению "духовно-этического" мракобесия в российских школах и как можно скорее. Господин президент, выплюньте кактус!

читать дальше


Другие сообщения сюжета  (5)

Кураев: учебник по православной культуре подготовят к ноябрю 2010 года
30 Июл. 17:11:00 / rian.ru
Учебник по основам православной культуры не будет готов к началу эксперимента по введению в российских школах преподавания основ религиозной куль...

Религиоведение в 18 регионах России школах станет обязательным в следующем году
30 Июл. 18:57:00 / regnum.ru
Основы религиозной культуры и светской этики в апреле 2010 года станут обязательным факультативом в школах 18 регионов РФ. Об этом 30 июля на пре...

[ newspb.ru ] Религиоведение в 18 регионах России школах станет обязательным в следующем году
30 Июл. 19:15:10 / cityspb.ru
Основы религиозной культуры и светской этики в апреле 2010 года станут обязательным факультативом в школах 18 регионов РФ. Об этом 30 июля на пре...

Основы религиозной культуры школьники начнут изучать в апреле будущего года
30 Июл. 20:46:20 / nr2.ru
С апреля 2010 года в 18 регионах России в четвертых классах общеобразовательных школ начнутся первые экспериментальные уроки основ религиозной ку...

Президент, выплюнь кактус
31 Июл. 08:00:00 / vovremya.info
Пока предполагается, что школьники или их родители смогут самостоятельно выбрать, какой из трех предметов изучать: историю и основы культуры одно...

Тэги сюжета


этика эксперимент отбор школа основа школьный школьник четвероклассник учебный стартовать светский российский религиозный преподавание подготовка материал культура класс идти заниматься начнться