главные новости по параметру:

Просмотр новости

Назван лучший фильм XXI века

Среда, 11 Ноя. 2009, 23:11:48 / источник: dni.ru

Британский журнал Times объявил сотню лучших фильмов, снятых с начала двадцать первого века. Среди десяти первых картин - один мультипликационный манифест, одна документальная история, один народный хит, один кровавый вестерн, три шпионские ленты, четыре социально-политические драмы. И только две работы из этого списка награждены "Оскаром" в номинации "Лучший фильм года".

"Горячая десятка" в том виде, в каком она представлена, скорее напоминает школьный список обязательной к прочтению литературы, чем инструкцию к захватывающему времяпровождению под пиво и попкорн: половина из этих картин не имеет ничего общего с таким модным критерием качества, как спецэффекты. Каждый из добравшихся до вершины фильмов изобличает приметы времени - это 10 уроков, которые кинематограф помог зрителю извлечь из жизни с 2000 по 2009-й годы.

Ничто человеческое не чуждо

Самые легковесные представители этого шорт-листа - шпионские авантюры Джеймса Бонда и Джейсона Борна. "Казино Рояль" (восьмое место) и "Превосходство Борна" в паре с "Ультиматумом Борона" ("серебро" рейтинга) своим появлением в списке лишь подтверждают общее правило: в новом веке мир озабочен "черными дырами" в предшествующей сотне лет и стремится обрести историческую память, какой бы страшной она ни была.

Гламурный агент, играючи расправляющийся с врагами, уже неуместен - и глянцевая бондиана проигрывает помятой борниане. Забравшееся в десятку "Казино Рояль" красноречиво свидетельствует о том, что Бонд и Борн отныне находятся по одну сторону баррикад: в лице Дэниэла Крейга, нового актера при исполнении обязанностей агента 007, впервые проступает душевный излом. Кто бы мог подумать, что про Джеймса Бонда однажды можно будет сказать, что ничто человеческое ему не чуждо.

Два "Оскара" рейтинга - это "Миллионер из трущоб" (шестая строчка) и "Старикам тут не место" ("бронза"). Оба этих фильма раскручивают сюжетную пружину на мотиве денег и жестокости окружающего мира. В картине Дэнни Бойла 18-летнего сироту из индийских трущоб от выигрыша 20 миллионов рупий в телеигре "Кто хочет стать миллионером?" отделяет всего один вопрос и обвинение в мошенничестве. У братьев Коэнов один из героев обнаруживает в пустыне свалку из трупов, грузовик с героином и чемоданчик с двумя миллионами баксов; присвоив деньги, он порождает всплеск насилия.

С одной стороны - народный хит, с другой - один из самых кровавых вестернов в истории кинематографа. Однако при всей разности атмосферы и средств изложения обе картины несут в корне одну и ту же идею, древнюю как мир, в котором мы живем, но актуальную как никогда: деньги сами по себе еще никого не сделали счастливым.

Вымысел и правда жизни

Мультипликационный фильм "Отряд "Америка": Всемирная полиция", сердцевина списка, вызывает самое большое недоумение критериям отбора. Эта анимационная работа представляет собой редкий пример грубого и пошлого юмора, завуалированного под якобы едкую политическую сатиру. Первый рекламный ролик ленты провозглашал: "Алек Болдуин, Джордж Клуни, Джанин Гарофало, Сьюзен Сарандон, Тим Роббинс, Шон Пенн, Майкл Мур, Джордж Буш, Джон Керри… все они возненавидят эту картину!". Куклы весь мультфильм дергаются на лесках и издевательски изображают в роли нелепых супергероев знаменитостей, выступающих за утверждение в США демократии. Объединенные в команду, они пытаются спасти мир даже тогда, когда их об этом не просят. Этот злой памфлет от создателей "Южного парка" если и можно признать шедевром, то разве что - уродливости отражения в кривом зеркале национального самосознания.

"Человек гризли", четвертая строчка, рассказывает документальную историю Тимоти Тредвелла, исследователя повадок самого свирепого медведя на планете. В октябре 2003 года на Аляске состоялась его последняя встреча с гризли: животное разорвало мужчину вместе с его подругой. Фильм Вернера Херцога - это философский трактат о последствиях соприкосновения двух чуждых друг другу миров: человеческой цивилизации и дикой природы, дружба между которыми хоть в начале нашей эры, хоть в двадцать первом веке имеет в конечном счете всего один исход - смертельный.

Скрытое

"Голод" Стива МакКуина (десятое место), "Королева" Стивена Фрирза (девятое), "Последний король Шотландии" Кевина МакДональда (седьмое) и "Скрытое" Михаэля Ханеке (первое) доказывают, что едва ли не главным фактором при определении важности фильма был его гражданский месседж.

Каждая картина рисует определенную социально-политическую картину: в "Голоде" это историческая подоплека голодовки 1981 года, устроенной боевиками ИРА в британской тюрьме и повлекшей за собой смерть одного участника; в "Королеве" - выявленная смертью принцессы Дианы пропасть между королевской династией и народом; в "Последнем короле Шотландии" - бунт одинокого европейца против животной привлекательности и необузданного нрава африканской диктатуры.

В этом контексте "Скрытое" закономерно возглавило список из ста наименований. Ханеке, получивший на Каннском кинофестивале в 2005 году за фильм приз как лучший режиссер, продемонстрировал свое умение проявлять скрытые настроения общества, как негативы. Ведущий литературного телешоу однажды получает посылку с видеозаписями тихих домашних будней его самого, жены и сына. Причину пристального внимания незнакомца к своей частной жизни он находит в полузабытом эпизоде детства, вскрывающем его вину перед мальчиком-алжирцем, осиротевшим в результате разгона демонстрации эмигрантов.

На примере отдельно взятой французской семьи режиссер показывает, как общественное "скрыто" проникает в частное: человек не живет вне социума и его проблем - даже при внешнем благополучии и выраженной самодостаточности он и его окружение становятся проводниками, "эхом", коллективного стыда или страха. Европа с ее пожарами и волнениями двухтысячных продолжает страдать от осознания собственной вины перед теми, кого когда-то ставила на колени: к примеру, Франция - перед Алжиром. "Скрытое" Ханеке - это слепок Старого света в самом начале его пути в двадцать первое столетие. 
Закладки:

ссылка на источник


 



ссылка на источник http://www.dni.ru/culture/2009/11/11/179094.html